Общеобразовательная программа ДОУ
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детского сада № 23 «Ромашка» станицы Березанской муниципального образования
Выселковский район
Краснодарский край
Выселковский район
ст. Березанская
ул. Одарюка 41 А
8 (86157) 52-1-36
www.ds23.viselki.ru
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Основная образовательная программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155).
- Пояснительная записка.
1.1. Цели и задачи реализации программы.
Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению к школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи:
- 1)забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- 2)создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- 3)максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
- 4)творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
- 5)вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- 6)уважительное отношение к результатам детского творчества;
- 7)единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
- 8)соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы.
- 1)Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
- 2)Принцип научной обоснованности и практической применимости.
- 3)Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
- 4)Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
- 5)Принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
- 6)Критерии полноты, необходимости и достаточности.
- 7)Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.
- 8)Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
- 9)Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
- 10)Варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей.
1.3. Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
МБДОУ ДС № 23 обеспечивает воспитание, обучение и развитие детей с 1,5 до 7 лет. Формат образовательных услуг, оказываемых организацией, обусловлен наличием социального заказа, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) и педагогическими возможностями образовательной организации.
В соответствии с Уставом в организации функционируют:
- Группы общеразвивающей направленности для детей разновозрастной младшей группы от 1,5 до 3 лет, реализующие основную часть Программы в различных видах деятельности по основным направлениям развития и образования детей (образовательным областям): социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.
- Группы общеразвивающей направленности для детей средней разновозрастной группы от 3 до 5 лет, реализующие основную часть Программы в различных видах деятельности по основным направлениям развития и образования детей (образовательным областям): социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое; и вариативную часть Программы по направлению социально-коммуникативное развитие.
- Группы общеразвивающей направленности для детей старшей разновозрастной группы от 5 до 7 лет, реализующие основную часть Программы в различных видах деятельности по основным направлениям развития и образования детей (образовательным областям): социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое; и вариативную часть Программы по направлениям социально-коммуникативного, познавательного, художественно-эстетического и речевого развития.
- Планируемые результаты усвоения программы
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Целевые ориентиры в вариативной части Программы.
Целевыми ориентирами в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:
- развитие музыкальных способностей детей («Ладушки» И.М.Каплуновой, И.А.Новоскольцевой):
партнёрство в музицировании, танцах, играх; реализуются задачи обогащения детей музыкальными впечатлениями, развития воображения и чувства ритм, раскрепощения в общении, развитие творческой активности и желание музицировать. Вызывает эмоциональную отзывчивость у детей, помогает их раскрепостить, а также формирует устойчивый интерес к занятиям.
Целевыми ориентирами в образовательной области «Речевое развитие»:
- речевое развитие детей («Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» О.С.Ушакова): элементарные представление о структуре повествовательного текста и умение использовать средства связи, обеспечивающие его целостность, ребёнок осмысливает тему высказывания, строить различные зачины повествования, развивать сюжет в логической последовательности и завершать его, построение сложных предложений разных типов, при пересказе ребёнок связно, последовательно и выразительно передавать текст без помощи взрослого, использует интонационные средства выразительности в диалогах и для характеристики персонажей, сопоставляет предметы и явления по временным и пространственным отношениям, по величине, цвету, весу, качеству, придумывают концовки к предложениям.
Целевыми ориентирами в образовательной области «Познавательное развитие»:
-ознакомление с миром природы («Юный эколог» С.Н. Николаева): дети много знают о природе, имеют первоначальные навыки ухода за живыми существами, с любовью относиться ко всему, что существует и живёт рядом, наблюдательный, проявляет интерес к явлениям природы, устанавливает связи, зависимости, обнаруживает причины и следствия, развиты разные формы речи – диалог, описание, объяснение, рассказ.
Целевыми ориентирами в образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»:
- формирование основ безопасности («Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Стёркина) ребёнок адекватно, осознанно действует в той или иной обстановке, обладает элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развита самостоятельность и ответственность.
- формирование основ безопасности («ОБЖ. Средняя группа» Л.Б.Поддубная) у ребёнка привиты навыки правильного поведения на улицах и дорогах, с растениями и животными, с незнакомыми людьми, выработана психологическая устойчивость поведения в опасных ситуациях.