Что такое аутизм?
Расстройства аутистического спектра
Органический (соматогенный) аутизм – синдром РДА, как последствие раннего органического поражения головного мозга. Характерно:
1). Проявления психоорганического синдрома (снижение памяти, интеллекта, недержание аффекта):
- психическая инертность,
- невысокий уровень памяти,
- моторная недостаточность.
2). Рассеянная неврологическая симптоматика.
3). Признаки гидроцефалии.
4). Изменения ЭЭГ по органическому типу.
5). Эпизодические судорожные припадки.
6). Отставание в интеллектуальном и речевом развитии.
4. Психогенный аутизм – возникает у детей раннего возраста (до 3-4 лет) в связи с эмоциональной депривацией, чаще обусловленной отрывом от матери и другого близкого лица. Характерны:
1). Нарушение контакта с окружающими.
2). Эмоциональная индифферентность, пассивность, безучастность.
3). Отсутствие дифференцированных эмоций.
4). Задержка развития речи и психомоторики.
5). Психогенный аутизм подвергается быстрому обратному развитию при нормализации условий воспитания. Но при пребывании ребенка в неблагоприятных условиях воспитания в течение первых 3-х лет жизни аутистическое поведение и нарушение психического и речевого развития могут становиться устойчивыми и мало отличисыми от других вариантов РДА.
5. Аутизм в рамках шизофрении (атипичный, по МКБ-10).
1). Основа отгороженности от внешнего мира и слабости контакта с окружающими при шизофрении – диссоциация психических процессов, стирание границ между субъективным и объективным, погружение в мир внутренних болезненных переживаний, патологических фантазий, рудиментарных бредовых образований, галлюцинаторных и псевдогаллюцинаторных и др. психопатологических продуктивных феноменов. При непроцессуальном РДА причина отгороженности – отсутствие потребности в контактах, слабость эмоционального резонанса, обусловленные недостаточностью сферы инстинктов.
2). При шизофрении поведение детей отличается причудливостью, вычурностью, диссоциированностью. При малой контактности, отгороженности с близкими, дети могут быть общительными, разговорчивыми, доверчивыми с посторонними (“аутизм наизнанку”).
3). Отмечается вычурность, паралогичность, разорванность мышления (“Перчатки холодные. Попробую их ложкой”).
4). Однообразное, вялое поведение может временами прерываться немотивированными агрессивными поступками, разрушением предметов, игрушек. Сочетание аутизма с диссоциированным поведением называется “диссоциативным аутизмом”.
5). При шизофрении аутизм часто связан с продуктивной психопатологической симптоматикой. Дети избегают контактов в связи с разнообразными страхами, часто рудиментарно-бредовыми (боязнь теней, страх, что кто-то ударит), а также в связи с уходом в мир фантазий, игровым перевоплощением (в животное, машину) как проявлением деперсонализации, отвлечением от реальности псевдогаллюцинаторными переживаниями, состояниями кататонического субступора и депрессией – “продуктивный аутизм”.
6). Возникновению аутизма предшествует хотя бы кратковременный период нормального психического развития.
7). Признаки прогредиентности при шизофрении в виде нарастания психического дефекта:
- выраженная вялость, аспонтанность,
- эмоциональное снижение,
- распад речи,
- регрессия поведения с утратой ранее приобретенных навыков.
6. У большой группы детей с патологией хромосомного и обменного происхождения в клинической картине обнаруживаются аутистическиподобные синдромы. Аутизм этого типа (согласно МКБ-10) определен как атипичный. К этой группе относятся: синдром ломкой (фрагильной) Х-хромосомы с аутистическиподобным синдромом (синдром Мартина-Белл),фенилкетонурия с аутистическиподобным синдромом, туберозный склероз с аутистическиподобным синдромом, синдром Дауна с аутистическиподобным синдромом, синдром Ретта. Общим для всех этих состояний будет то, что при них будут представлены не все симптомы (феномены), свойственные классическому аутизму и обязательно будут присутствовать знаки дисгенеза, характерные для основной патологии.